- Введение
Современный этап развития технического и профессионального образованияхарактеризуется повышением требований к его качеству, что предопределяет необходимость поиска не только новых технологий обучения, но и соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений.
Важнейшей составляющей современной педагогики является балльно - рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений обучающихся. Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества результатов обучения, активизировать учебную работу обучающихся, у которых появляются стимулы управления своей успеваемостью.
Данная система оценивания обеспечивает инновационный подход к организации учебного процесса, осуществляет непрерывный и эффективный контроль и самоконтроль за формированием профессиональных компетенций, обеспечивая личностный рост.
Балльно - рейтинговая буквенная система:
- позволяетпреподавателю объективно оценить и надежно дифференцировать категории обучающихсяразноуровневых учебных достижений;
- мотивирует необходимость систематической самостоятельной деятельности обучающихся в учебное и во внеучебное время, активизируя интерес к поиску новых решений и развивая научно - творческую активность (креативную компетенцию);
- влияет на рефлексию – самооценку учебных и личностных достижений. Рефлексия становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития и предопределяет будущие достижения обучающегося.
В настоящих рекомендациях используются следующие понятия:
- результат обучения – утверждение о том, что обучающийся знает, понимает и способен выполнить при освоении части модуля с подтвержденной оценкой;
- критерии оценки – показатели для принятия решения по оцениванию результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности;
- балльно - рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений – система уровня знаний в баллах, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе и позволяющая установить рейтинг обучающихся;
- итоговая аттестация – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин/модулей, предусмотренных типовыми учебными планами и программами по специальностям ТиППО;
- промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины/модуля после завершения ее изучения;
- текущий контроль – систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой, в течение академического периода;
- кредит - унифицированная единица измерения результатов обучения, достигнутых обучающимся в рамках освоения дисмодуля образовательной программы.
- Шкала оценивания учебных достижений обучающихся
Учебные достижения обучающихся по всем видам контроля определяются оценками балльно - рейтинговой буквенной системы, которые имеют прямо пропорциональное соотношение (см. Таблица 1).
Таблица 1.Балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений обучающихся с переводом в традиционную шкалу оценок
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Процентное содержание баллов | Оценка по традиционной системе |
A | 4,00 | 95 - 100 | Отлично |
A- | 3,67 | 90 - 94 | |
B+ | 3,33 | 85 - 89 | Хорошо |
B | 3,00 | 80 - 84 | |
B- | 2,67 | 75 - 79 | |
C+ | 2,33 | 70 - 74 | Удовлетворительно |
C | 2,00 | 65 - 69 | |
C- | 1,67 | 60 - 64 | |
D+ | 1,33 | 55 - 59 | |
D | 1,00 | 50 - 54 | |
F | 0,00 | 0 - 49 | Неудовлетворительно |
Оценке «отлично» соответствуют оценки A, имеющая цифровой эквивалент 4,0 и процентное содержание 95 - 100% и A-, имеющая цифровой эквивалент 3,67 и процентное содержание 90 - 94%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких - либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил задания, а также самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении темы.
Оценке «хорошо» соответствуют оценки B+, имеющая цифровой эквивалент 3,33 и процентное содержание 85 - 89%, B, имеющая цифровой эквивалент 3,0 и процентное содержание 80 - 84% и B-, имеющая цифровой эквивалент 2,67 и процентное содержание 75 - 79%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся освоил программный материал не ниже чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил задания и сдал их без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим обучающимся, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Оценке «удовлетворительно» соответствуют оценки C+, имеющая цифровой эквивалент 2,33 и процентное содержание 70 - 74%, C, имеющая цифровой эквивалент 2,0 и процентное содержание 65 - 69%, C-, имеющая цифровой эквивалент 1,67 и процентное содержание 60 - 64%, D+, имеющая цифровой эквивалент 1,33 и процентное содержание 55 - 59% и D, имеющая цифровой эквивалент 1,0 и процентное содержание 50 - 54%.
Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при устном собеседовании допускал неточности и непринципиальные ошибки, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал больше затруднения в систематизации материала.
Оценке «неудовлетворительно» соответствует оценка F, имеющая цифровой эквивалент 0 и процентное содержание 0 - 49%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы модуля/дисциплины, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.
Таблица 2. Пример перевода балльно - рейтинговой буквенной системы оценки учебных достижений в традиционную шкалу оценок
Базовые модули | Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | % - ное содержание | Оценка по традиционной системе |
Применение профессиональной лексики в сфере профессиональной деятельности | D+ | 1,33 | 55 | 3 (удовл) |
Развитие и совершенствование физических качеств | В | 3,0 | 80 | 4 (хорошо) |
Применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе | D | 1,0 | 50 | 3 (удовл) |
Применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства в профессиональной деятельности | С | 2,33 | 71 | 3 (удовл) |
Применение информационно - коммуникационных и цифровых технологий | С | 2,0 | 65 | 3 (удовл) |
Применение профессиональной лексики в сфере профессиональной деятельности | А | 4,0 | 95 | 5 (отл) |
Приложение 1
Оценка | Требование по устному экзамену |
Оценка А | - ставится в том случае, когда дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно - следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию обучающихся. |
Оценка А- | - ставится в том случае, когда дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа. |
Оценка В+ | - ставится в том случае, когда обучающимся дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения темы в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные обучающимся с помощью преподавателя. |
Оценка В | - ставится в том случае, когда дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно - следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты или незначительные ошибки, исправленные обучающимся с помощью преподавателя. |
Оценка В- | - ставится в том случае, когда дан развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно - следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Однако допущены незначительные ошибки или недочеты, исправленные обучающимся с помощью наводящих вопросов. |
Оценка С+ | - ставится в том случае, когда дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано умение выделить существенные и несущественные признаки и причинно - следственные связи. Ответ логичен и изложен в терминах науки. Могут быть допущены 1 - 2 ошибки в определении основных понятий, которые обучающийся затруднился исправить самостоятельно. |
Оценка С | - ставится в том случае, когда дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Обучающийся не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно - следственные связи. Обучающийся может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции. |
Оценка С- | - ставится в том случае, когда дан неполный ответ, логика, и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания обучающимся их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. |
Оценка D+ | - ставится в том случае, когда дан неполный ответ. Присутствует нелогичность изложения. Обучающий затрудняется с доказательностью. Масса существенных ошибок в определениях терминов, понятий, характеристике фактов, явлений. В ответе отсутствуют выводы. Речь неграмотна. При ответе на дополнительные вопросы Обучающий начинает осознавать существование связи между знаниями только после подсказки преподавателя |
Оценка D | - ставится в том случае, когда дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Обучающий не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами модуля (дисциплины). Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа обучающегося не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы модуля (дисциплины). |
Оценка F | - ставится в том случае, если обучающийся обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы модуля (дисциплины), в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой. |